Гайворонская Дарья Александровна
Возрастные особенности детей среднего школьного возрастаСредний школьный возраст (с 12 до 15 лет) Любимова З.С., Никитина А.А. «Возрастная анатомия и физиология в организме человека, его регуляторные и интегративные системы» 2018г. Особое место в развитии детей занимает подростковый возраст, который характеризуется перестройкой эндокринной системы, обеспечивающей половое созревание. Одновременно ускоряется рост, изменяются вегетативные функции и психическая деятельность подростка. Девочки начинают быстро расти и к концу периода опережают мальчиков в среднем на 2,5 года. Пороги тактильной чувствительности ниже, чем у взрослых. Слух полностью сформирован. Способен обдумывать предметы или события, подбирая в уме множества решений, использует абстрактные правила для решения задач на мышление. Согласованная рефлекторная деятельность органов и систем обусловлена взаимодействием в ЦНС процессов возбуждения и торможения .Благодаря им более важные рефлекторные реакции усиливаются, другие, напротив, ослабевают или подавляются В подростковом возрасте происходят бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год прирост на 6—10 см, у девочек — до 6—8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (за два года прибавляют в росте 20—25 см) и девочки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Внутренние органы развиваются неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат развивается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (емкость) легких возрастает до 3400 куб. см. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков несколько позже, с 12—13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. К периоду половой зрелости вес головного мозга по сравнению с новорожденным увеличивается в 3.5 раза у юношей и в 3 раза у девушек. До 13-15 лет продолжается развитие промежуточного мозга. Происходит рост объема и нервных волокон таламуса, дифференцирование ядер гипоталамуса. К15-летнем возрасту взрослых размеров достигает мозжечок Снижение контролирующих влияний коры на поведенческие реакции приводит к внушаемости и несамостоятельности ряда подростков, которые легко перенимают вредные привычки, стараясь подражать старшим товарищам. С окончанием этого периода перестроек в организме (после 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков) снова усиливается ведущая роль левого полушария головного мозга, налаживаются корково-подкорковые отношения с ведущей ролью коры. Снижается повышенный уровень корковой возбудимости и нормализуются процессы высшей нервной деятельности.(ЦНС) Молчанов С.В. « Психология подросткового и юношеского возраста» 2015г. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом — характерная особенность учеников среднего школьного возраста. Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной. средний школьный возраст – до 6 учебных часов в неделю, не менее 2 раз в неделю;
Время окончания занятий определяется возрастом ребенка: младший школьный возраст (6-10 лет) – не позднее 20.30; средний и старший школьный возраст (с 10 лет) – не позднее 21.00.
16 ноября 2020 в 23:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.